Николай Ларский
НАСЛЕДИЕ

* НИКОЛАЙ ЛАРСКИЙ *
(1937 - 2018)

РЕТРОСПЕКТИВА
 

НИКОЛАЙ ЛАРСКИЙ

Н. Ларский "Портрет Натальи в цветах" - 2016

Н. Ларский "Цветы" - 2014

Н. Ларский "Париж. Монмартр" - 2006

Н. Ларский "Дискотека в Коктебеле" - 2012

Н. Ларский "Автопортрет. Полёт над городом с венком" - 2015

Н. Ларский "Цветы" - 2017

Н. Ларский "Портрет Натали" - 2008

Н. Ларский "Венок"Городу-Герою Москве - 2014

Н. Ларский "Портрет Натальи Родионовой" - 2017

Н. Ларский "Лето в цветах" - 2016

Н. Ларский "Чаепитие в деревне Любцы и воспоминание о бабе Гане и бабе Нюре, которые уже на небесах" - 2016

Н. Ларский "Переход из земного бытия в небытие вечности" - 2017

Н. Ларский "Ныряльщица и сокровища моря"- Эскиз к неосуществлённой картине - 2018

Н. Ларский "Путешествие в Полинезию (Путешествие туда, где не был никогда)" - Эскиз к неосуществлённой картине - 2018

Н. Ларский "Портрет" - 1985

Н. Ларский "Явление светлого человека тёмным силам" - 2005

Н. Ларский "У креста" - 1980

Н. Ларский "Вознесение праведников в Рай" - 2010

Н. Ларский "Земля, вода, небо" - 1997

Н. Ларский "Пейзаж" - 1997

Н. Ларский "Портрет матери" - 1980

Н. Ларский "Моё Вознесение" - 1997

Н. Ларский "Голгофа" - 1996

Н. Ларский "Памир. Красные (Фанские) горы, зелёное озеро" - 2007

Н. Ларский "Памир. Красные горы, зелёное озеро" - 2007

Н. Ларский "Цветы" - 2013

Н. Ларский "Российские женщины. Баба Ганя, баба Нюра на реке Клязьма, деревня Любцы Владимирской области" - 2012

Н. Ларский "Натюрморт" - 2011

Н. Ларский "Портрет с собачкой" - 1972

Н. Ларский "Портрет. М.Невская" - 1993

Н. Ларский "Автопортрет" - 1958

Н. Ларский "Московский дворик на площади Восстания" - 1951

Н. Ларский "Автопортрет" - 1961

Н. Ларский "Черёмушки" - 1961

Н. Ларский "Портрет в синей гамме" - 1961

Н. Ларский "Циркачка" - 1966

Н. Ларский "Город" - 1962

Н. Ларский "Красная птица" - 1960

Н. Ларский "Портрет. Люся Насонова" - 1962

Н. Ларский "Натюрморт "Джотто" - 1962

Н. Ларский "Вечер" - 1961

Н. Ларский "Автопортрет" - 1962

Н. Ларский "Эскалатор. Я последний" - 1962

Н. Ларский "Художница" - 1962

Н. Ларский "Полёт" - 1970

Муза и жена художника Наталья Ларская



НИКОЛАЙ ЛАРСКИЙ.

"Посмертная ретроспектива. Живопись 1954 - 2018 гг."


"28 апреля 2018 г. в 16.00 в залах изобразительных искусств Поволжского отделения Российской академии художеств "Лаврушинский 15" состоялось открытие первой посмертной выставки-ретроспективы старейшего (с 1966 г.) члена Творческого союза художников России, Народного художника РФ, Почетного академика РАХ Ларского Николая Петровича (1937 - 2018). Николай Ларский - представитель раннего русского авангарда 1960-х годов, «неофициального искусства». Первые персональные выставки «неофициального искусства» состоялись в Московском полиграфическом институте и Московском Университете на Ленинских горах в 1962 году. За более, чем 60 лет творческой деятельности художник провел 28 персональных выставок, принимал участие в 260 групповых выставках и проектах в Москве, городах России и за рубежом.
В экспозиции представлены живописные работы разных периодов творчества мастера, начиная с 1954 года по 2018 год. В их числе работы из широко известных циклов: "Коррозии", "Человек и Экология", "Живописная поэма: лето в цветах, женщины в цветах"... Зрители увидят портреты кисти Н. Ларского, выдающегося портретиста, написанные в разные годы. Как писал сам художник: "Из ничего уйти в глаза, из их глубин смотреть века..."

Мастер работал в живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, композиция), графике, плакате, монументально-декоративном искусстве. О многообразном творчестве художника напечатаны монографии:
"Портрет", "Пейзаж", "Живопись", "Натюрморт", "Импровизации", "Коррозии", "Ранний авангард", "Натурщицы", "ЛАРСКИЙ", "Человек и Экология в современном мире", "Лето в цветах", "Женщины в цветах", "Живопись. Ретроспектива 1954 - 2016 г.г." в 4 томах и др. Опубликованы многочисленные статьи в российской и зарубежной прессе, репродукции работ изданы в различных журналах и в более, чем 80 каталогах по искусству. Работы находятся в музейных, частных и корпоративных коллекциях в России и в различных странах Европы, Азии, Америки. Мастер жил и работал в Москве.

«Николай Ларский - живописец широкого диапазона, обладающий высокой профессиональной культурой; в его произведениях органично сочетается обращение к традициям классического русского авангарда с яркой индивидуальностью авторской манеры» (Александр Рожин, академик Российской Академии художеств).
«Творчество Н. Ларского индивидуально и не подвержено влияниям, его работы запоминаются и останавливают на выставках» (Наталья Нестерова, академик Российской Академии художеств).
«В живописных работах Николая Ларского периода 2000-2010 г.г., как и в работах предыдущих периодов творчества - страстный, мятущийся поиск даже в постоянных темах и сюжетах - это, пожалуй, главная черта многогранного творчества художника. Достоинство дарования Николая Ларского - в ярких живописных импровизациях, которые трудно вместить в какие-либо «измы». Картины Николая Ларского привлекают своей цветовой проникновенностью, цветовым мироощущением, темпераментом, тематикой, свободой живописного выражения в реалистических или иных стилистических манерах" (искусствовед Евграф Кончин, обозреватель газеты "Культура"; из статьи "Оптимизм коррозии. Николай Ларский на Гоголевском" в газете "Культура" № 17 (7527) 4-17 мая 2006 г., и статьи "Коррозия кайфа. Выставка работ Николая Ларского" в газете "Культура" № 6 (7465) 10-16 февраля 2005 г.)

Николай Ларский награжден Золотой медалью Российской академии художеств, Золотой медалью Творческого союза художников России, награжден Европейской академией естественных наук медалью Василия Кандинского «за особые заслуги».
Лауреат Национальной экологической премии «ЭкоМир» 1 степени, награжден Серебряным крестом «за заслуги».
Почетный академик Российской академии художеств с 2016 г.
Член-корреспондент Российской академии естественных наук, отделение гуманитарных наук и творчества, с 2017 г.
Единый художественный рейтинг 3 В; в соответствии с этим рейтингом включён в Международный художественный рейтинг «Величайшие художники мира XVIII-XXI веков» (см. сайт best.artunion.ru)"
____________________________________________________________________________




Алексей ШУЛЬГИН. 2015 год

СВЕТОЛИКИЙ


"Его сегодняшнее творчество наполнено до краев добротой и красотой. Такой же и художник Николай Ларский.
Мною сегодня движет радость. Возможно, это приступ какого-то великовозрастного идиотизма (когда счастлив каждому прожитому с пользой дню, а то – и самому новому дню), а возможно, вспоминая встречу с художником Николаем Ларским – легко на душе. Ему мало места в квартире. Он как-то естественно заполняет собой все пространство. Огромный художник, встречающий вас в коридоре. И все жизненное пространство наполнено искусством, а может быть – заполнено. Везде стоят, как на книжных полках, работы, работы.
И всегда рядом Муза – Наталья.
Может быть, художнику нужно пройти через депрессию, выстрадать, чтобы вернуться в искусство Новым и удивить зрителя и самого себя. Кому-то, возможно, такой крестный путь ни к чему, а художник Николай Ларский такое испытание прошел. Сегодня, глядя на работы мастера, не скажешь, что он переболел жестоким разочарованием, опустошенностью, самоиспепелением. Но и возродился, как Феникс.
Никогда не скажешь, что рядом сидит один из «зачинщиков» второго русского авангарда, нонконформист «первой колонны», в начале 60-х годов, выступивший в искусстве почти одновременно с Рабиным, Мастерковой, Ситниковым, Немухиным и другими известными художниками. И как мне показалось: не очень-то Николай Ларский примеряет эти «погоны», не точит его (как некоторых) желание попасть в историю «другого искусства». Он – Художник и дело его рисовать. Все просто по-библейски, но сколько же «измов» портят нашу жизнь. Он умеет радоваться и творить, поражая самого себя и окружающих. Художник рассуждает о творчестве: «Это акт индивидуальный, скрытый от постороннего наблюдателя. Больше заметны внешние изменения».
Нужно было перестрадать, чтобы Так возродиться.
Мне это сегодня тоже кажется странным, но вот он сам иронично говорит (с известным, правда, драматизмом):
«Когда-то я с упоением варился в том котле, где вызревал новый советский авангард. Огонёк хрущёвской оттепели согрел этот котёл, и из него посыпались художники со своими выставками, благо крышку приоткрыли. В 1962 году состоялись и мои две первые персональные выставки авангардной живописи. Но скоро крышку не только закрыли, но и построили бетонный саркофаг для авангарда, чтобы он там парился и мумифицировался. Так и я «парился» до 1970 года, а потом вырвался и поехал по стране. И из «подпольного» существования попал в жизнь, похожую на тяжёлый фантастический сон».

Мне особенно близко философское отношение художника к миру, он не только пишет картины, - его картины - трактаты, как у Спинозы, Руссо, Генри Торо. Ни один из нонконформистов не переживал в 80-е такого расцвета, который пережил Николай Ларский. Его цикл живописных работ «Коррозии» стал откровением для Москвы и мира. Но этот ренессанс был печален.

«На картинах мои впечатления, поиски художественного образа, отражающего наше время. Время распада, коррозии. Катастрофа сразу на двух полюсах - материальном и духовном. Крах природы, крах духовности в человеке. И это не случайно. Тоталитарная идеология проповедовала неограниченное всевластие человека над природой, победу над ней, неограниченное насилие над жизнью людей ради построения мифического «светлого будущего». Но я живу в настоящем и вижу: сейчас природа на краю гибели, а человек является частью природы, он зависит от неё. Распята природа, распят и человек. Они взошли на свою Голгофу».

Очень ценно, что времена Малой Грузинской не надели на художника колодки штампа. Николай Ларский меняется с течением жизни, проходит разные периоды творчества. Постоянное движение рождает новые находки. Как хороши, например, его акварельные импровизации 90-х.
Я безмерно рад был узнать, что мой старший товарищ (ныне, к сожалению, покойный), искусствовед, исследователь Евграф Кончин написал проникновенно о 50-летии творческой деятельности Николая Ларского. Отчасти, соглашусь я и с его заключением:

“Но мне все же ближе, созвучнее сегодняшнему настроению тот Николай Ларский восьмидесятых годов, со своими бескомпромиссными и остросоциальными, правдоискательскими картинами”.

Почему отчасти, потому что верю, что настоящего художника Бог ведет, а уж во что это выливается? Ну, какая, в сущности, разница? Ведь это дело личного вкуса. Ведь когда-то и Евгения Кропивницкого ругали за созданные фломастером чудесные девичьи головки, а теперь эти работы в галереях висят и на аукционах продаются.
Главный мотив творчества Николая Ларского сегодня – Любовь. А его любовь и муза – Наталья Ларская. У него, как и у Петрарки, должна быть своя Прекрасная Дама. Новый взлет, расцвет творчества Николая Ларского я напрямую бы связал с его Натальей (как он написал в письме, «и всегда рядом Наталья, муза, натурщица, поэт, художник, искусствовед, менеджер»).

«Мы познакомились на Арбате. Я там жил и иногда, чтобы заработать, выходил на улицу писать портреты. А Наталья часто приходила на Арбат в Театр Вахтангова. Вот мы и встретились, когда она попросила, чтобы я сделал её портрет. Это было в 1988 году. Потом так сложилось, что наши судьбы соединились только через двенадцать лет».
Красота, которая сегодня как разноцветные гроздья салюта ослепляет с холстов Николая Ларского – ответ недоброжелателям и судьбе."


Выставка Николая ЛАРСКОГО "Светоликий". Живопись.

Организаторы: Наташа Ларская и Андрей Игнащенко
с 18:00 23 января до 21:00 5 февраля 2019 года.
Галерея CRAFT. г. Москва, Малый Калужский переулок, дом 2 строение 4

ФОТО: Ольга-Жозефина Пардесси

Встречи на выставках
Художники
Карта сайта



Сайт создан в системе uCoz


Яндекс.Метрика